Меню

Посещение музея истории вычислительной техники

Посещение музея истории вычислительной техники
17 декабря 2013 года учащиеся 6 «б»класса нашей школы вместе с учителем математики Натальей Александровной Тихомировой посетили Музей истории вычислительной техники на базе ГОУ гимназии № 1530 «Школа Ломоносова». Руководитель музея, учитель информатики гимназии №1530, Златопольский Дмитрий Михайлович в ходе увлекательной экскурсии рассказал об истории счетных инструментов в разных странах от древнейших времен до наших дней. Познакомил детей с различными вычислительными устройствами и раскрыл принципы их использования. Особым достоинством экскурсионного занятия была возможность учащихся самим поработать с любыми экспонатами, которые находятся в открытом доступе в музее. Кроме того, Дмитрий Михайлович познакомил слушателей с историей создания самого музея, открытого в 1997 году. Руководитель музея лично собирал коллекцию калькуляторов, компьютеров, дискет, магнитных лент, перфокарт, логарифмических линеек и кругов, арифмометров, различных видов счет и счетных приборов из разных стран, различной справочной и научной литературы и многих других экспонатов, которые продолжают накапливаться и в настоящее время. Учащимся  очень понравилась экскурсия, они с интересом слушали лекцию, увлеченно считали на арифмометрах и калькуляторах и, несмотря на усталость после экскурсии, будут рады вновь посетить музей. А теперь  познакомимся с рассказом счастливчиков: 
        «Ребята, мы хотим поделиться с вами своими впечатлениями о посещении замечательного музея, который отличается от всех музеев тем, что в нем собраны прародители современной техники, без которой сегодня никто из нас не живёт. В нашем современном мире много разных видов вычислительной техники: калькуляторы, планшеты, телефоны, ноутбуки и т.д.  Но с чего всё началось? Сейчас мы вам поведаем о том, какими были предки современных  гаджетов.                                                                                                                   С первых минут нас увлёк рассказ  экскурсовода Дмитрия Михайловича об истории возникновения древних вычислительных приборов: простейших китайских и японских счетных приборов, в которых использовалиь камешки, фруктовые косточки, узелки на веревках. Там же мы увидели большие напольные счёты, на которых учились считать наши бабушки и дедушки, а также настольные счёты, без которых в то время не обходился ни один бухгалтер, продавец... Очень интересным оказался механизм счёта палочками Непера (это он ввёл запятую в качестве разделителя дроби), в основе которого был использован принцип умножения решёткой. Оказывается, именно с этих палочек началась цепочка устройств, которая и привела к современному персональному компьютеру, дав дорогу сначала  логарифмическим линейкам, в том числе и круговым, а в дальнейшем через механические устройства (арифмометры и т.п.) к сложнейшим электронным машинам. По секрету расскажем вам, что логарифмическая линейка – это аналоговое вычислительное  устройство, позволяющее выполнить несколько математических действий, в том числе умножение и деление чисел, которые заменяются соответственно сложением и вычитанием их логарифмов. Первый вариант линейки разработал английский математик Уильям Отред в 1622 году на основании «таблиц логарифмов» оставленных Джоном Непером. Надо сказать, что счетные  линейки совершенствовались и служили человечеству до самых недавних десятков лет, вплоть до появления карманных калькуляторов. Спустя полвека, в 1672 году, появился первый арифмометр - настольная   механическая  вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания. Первый арифмометр назывался «Калькулятор Лейбница», он был двухразрядным. Но уже в 1694 году была разработана 12-ти разрядная машина. А какими огромными и тяжёлыми были первые электронные калькуляторы! В карман точно не положишь. Вычислительные машины занимали несколько комнат и выглядели как огромные шкафы – их мы видели на фотографиях. Зато остальные устройства были доступны, и мы с интересом постигали неизвестные нам приёмы вычисления прямо на экспонатах. По ходу экскурсии возникали смешные моменты, но о них не расскажешь. Лучше сходите сами. Только не забывайте, что музей находится в «Школе Ломоносова».  Мы очень благодарны школе за то, что для нас организовали такую интересную экскурсию».
                                                                            Учащиеся 6 «Б» класса