Меню

НеФОРМАльный вопрос

школьная форма

В обсуждении « неФОРМАльного вопроса» принимают участие родители. Хозяинова Анастасия Вадимовна, мама десятиклассницы, высказывает своё мнение.

Нужна ли школьная форма? Этот вопрос сегодня уже не обсуждается. В новом законе об образовании выбор формы одежды делегирован в школу, где в уставе должно быть определено, как эта форма выглядит.

Любые нововведения, когда они касаются каких-либо ограничений, как правило, воспринимаются безрадостно. Особенно это касается учеников старших классов, которые за годы учебы не привыкли одеваться одинаково. В начальной школе, я думаю, таких проблем нет, ведь первоклассники мечтают пойти в школу, стать взрослее.

В вопросе о том, как дети относятся к школьной форме, многое зависит от традиций. Например, в Великобритании, где школьная форма существует с шестнадцатого века, еще со времен правления короля Генриха VIII,  ученики гордятся ею, ведь форма говорит еще и о престижности учебного заведения. Наличие формы в Англии является устоявшейся традицией: уже при поступлении в школу или колледж ученик знает, что там принята та или иная форма одежды, отличающая данное учебное заведение от других. Школьная форма выдается всем ученикам бесплатно, к форме обычно прилагается кепка, берет или шляпа с логотипом школы и фирменный галстук.

Традиции не возникают за один день. Поэтому для старших школьников, особенно на данном  переходном этапе от полной анархии в школьной одежде к школьной форме, больше подойдет определенный дресс-код. В нем, как мне кажется, должно быть определено прежде всего то, что недопустимо одевать в школу . Например, откровенно прозрачную одежду, шорты или слишком короткие юбки, майки и футболки,туфли на очень высоком каблуке. Проще говоря, все то, что не принято и не стильно надевать взрослым на работу. Когда правила четко определены, будет легче их соблюдать. Учителям и администрации не придется тратить большое количество времени на выявление нарушителей, а детям испытывать стресс оттого, что им в очередной раз сделают замечание.

Самая удобная одежда для повседневной жизни — одежда из трикотажа. Даже во взрослой офисной жизни наиболее популярным в данное время является стиль smart casual. Современный деловой стиль не предполагает классических строгих костюмов темных оттенков, исключительно белых блузок и рубашек. Подобрать удобный, модный, отвечающий твоей индивидуальности костюм, соответствующий ситуации, достаточно трудно, и старшеклассники должны этому учиться,  уже скоро их будут встречать в том числе и «по одежке». Наверное, руководствуясь подсказками родителей, учителей и своим вкусом, старшеклассники поймут, как это умение необходимо.

В пользу того, что в старших классах удобен именно определенный стиль одежды, а не школьная форма одинакового цвета, говорит и то , что многие ребята ездят в школу издалека, после занятий не идут сразу домой, а посещают дополнительные  курсы. Согласитесь, находиться в одной и той же одежде каждый день с утра до вечера не очень комфортно.

Хочу сказать несколько слов о цвете школьной одежды. Наиболее распространенный темно-синий цвет формы выбрали в свое время в Великобритании не из-за его благоприятных психологических качеств. На самом деле, на тот период это была самая дешевая ткань. А прототипом первой школьной формы стал военный мундир — собственно, и сама идея была взята из армии. Сейчас же в Англии в разных школах совершенно разный внешний вид школьной формы. В одной из школ Лондона к стандартному комплекту добавили соломенную шляпу. В другом учебном заведении столицы учащиеся самостоятельно разрабатывают новые фасоны, при этом приветствуется применение ярких цветов. В Итонском колледже пошли еще дальше: кроме обычной формы, есть еще и парадная — с жилетом и фраком.
По своему опыту могу сказать, что приобрести одежду исключительно синего цвета, и не один синий костюм или платье, а несколько, с учетом смены для чистки и стирки, достаточно проблематично.
Наверное, никто не будет спорить, что очень важно понимать , какой цели мы хотим добиться регламентируя школьную форму.
Мы хотим, чтобы все были похожи друг на друга? Наверное, нет. Одежда должна выражать  уверенность в себе и индивидуальность, учитывать особенности фигуры и возраст. Клетчатый сарафанчик, прекрасно смотрящийся на младшей школьнице, может достаточно нелепо выглядеть на юной девушке шестнадцати лет.  А выражение  индивидуальности, в  том числе и через одежду, помогает создать свой уникальный образ и наряду с другими личными качествами формирует успешного современного человека.
Мы добиваемся того, чтобы дети не отвлекались на уроках, не разглядывали друг друга, были дисциплинированны?
Мы думаем об объединении школьников, об атрибутах, которые помогут им стать единым коллективом? Может быть, достаточно создать символику в виде значка с логотипом школы, который будет хранится многие годы и напоминать о юности, о   школе, с ее уникальными традициями, внимательным и  уважительным  отношением к ученикам.

В погоне за унифицированностью можно зайти слишком далеко. В некоторых регионах нашей страны всерьез обсуждается форма для учителей. Так, в  2013-2014 учебном году в единую форму оделись педагоги нескольких школ Приангарья. Учителя собираются подать пример своим ученикам и приобрели себе одинаковые юбки, пиджаки, блузки и брюки в строго выдержанном классическом стиле.  
Газета «Известия» в августе этого года писала:«Сразу два комитета Госдумы — по вопросам семьи, женщин и детей, а также по вопросам образования — приступили к созданию федерального Кодекса школьной чести, в котором пропишут правила поведения и нормы внешнего вида не только для детей, но и для педагогов. Как пояснили депутаты, детям не удастся привить нормы «скромности и сдержанности», если не ввести форму и для их преподавателей.»